Юрий Наумов – одно из самых ярких явлений в современной мировой рок-культуре.
Виртуозный гитарист с уникальной техникой звукоизвлечения на 9-ти струнной гитаре, специально построенной для него скрипичным мастером Сергеем Ноздриным.
Звуковой художник, создатель неповторимого звукового пространства, в вибрациях которого узнается игра целого оркестра.
Основатель музыкального направления русский блюз.
Юрий Наумов родился 3 мая 1962 года в Свердловске. В возрасте 6 лет, впервые услышав The Beatles, Юрий решил навсегда связать свою судьбу с Rock-n-Roll`ом. В октябре 1970-го года семья Наумовых переезжает в Новосибирск. В начале 1974 года отец подарил Юрию первую 7-ми струнную гитару, которую тот переделал в 6-ти струнную, сняв струну и выточив новый порожек из простого карандаша. С этого времени музыкант находится в поисках своего звука: "Мне нужен забой, мне нужен рок, мне нужно, чтобы этот ураган сметал всё на своём пути! Но когда музицирую сам, обнаруживаю, что в своей потребности выразить душу через звукоизвлечение я тяготею к вязкому, замедленному саунду. И я могу предугадать, что из этого родятся вещи глубокие, надрывные, небыстрые, очень щемящие...."
В январе 1983 года Юрий Наумов, с детства мечтающий о собственной рок-группе, основывает группу "Проходной двор", которая становится, по большей части, мистификацией - в основном составе группы лишь сам Юрий и (недолго) барабанщик Владимир Зотов.
Тем не менее, песни Юрия Наумова получают распространение, что имеет и негативные для него последствия: уже в 1984-1985 гг. комсомольский актив и руководство ВУЗа готовит процесс исключения музыканта из ВЛКСМ и, как следствие, из института по формулировке "распространение западных буржуазных ценностей". Не дожидаясь общего собрания, Юрий покидает институт и уезжает в Питер, где вливается в рок-н-рольный поток Ленинградского Рок-клуба.
Для разрешения извечной советской проблемы «работа/прописка» Юрий принимает предложение журналиста и писателя А. Н. Житинского стать его секретарём.
В то же время музыкант приобретает 12-струнную гитару и, сняв 3 басовые струны, приходит к звуковому пространству 9-струнного инструмента.
В 1987 году Юрий Наумов становится лауреатом V Ленинградского рок-фестиваля. Следуют выступления на многочисленных квартирниках по городам страны, участие в рок-фестивалях. В этот период выходят три магнитоальбома: «Блюз в 1000 дней» - 1986 г., «Не поддающийся проверке» - 1987 г., и «Перекати-Поле» - 1989 г.
А уже во второй половине 1990 года Юрий осуществляет еще одну мечту: в поисках рок-н-ролльного пульса уезжает в рок-н-ролльную мекку - Нью-Йорк. Появляются композиции на английском языке. Проходят концерты во многих городах США, а также в Лондоне, Амстердаме, Иерусалиме, Берлине, Бергене; музыкант принимает участие в "Ben & Jerry Rock Festival" (1994, Vermont, USA), "Bergen Blues Festival" (1996, Norway).
В 1993 году Юрий Наумов побеждает в конкурсе гитаристов (участником которого становится почти случайно) в Нью-Йорке и в качестве главного приза получает знаменитый Fender Stratocaster. Журналы "Guitar World" и "The New York Magazine" окрещивают его «группой из одного человека, который звучит так, как если бы три гитариста играли одновременно». Многие известные музыканты признают одним из лучших блюзовых гитаристов мира.
С 1994 года Юрий регулярно прилетает с осенним и весенним (а последние годы и зимним) гастрольными турами в Россию. Первый концерт в московском ДК «Горбунова», состоявшийся 27 апреля 1994 года, был записан и вышел на CD «Московский Буги». Вторая половина 90-х – начало 2000-х ознаменовались изданием CD-альбомов «Violet» -1996 г., «Гитарные истории» -2001 г., концертного двойника «Рождён чтоб играть» - 2004-2005 г. В 2008 появляется фильм-концерт «Рок как будто блюз», от начала и до конца созданный самим Маэстро. Переиздаются магнитоальбомы 80-х с цифровым ремастерингом и бонус-треками.
В 2010 году по приглашению директора местной филармонии Игоря Дулуша Юрий впервые посещает республику Тыва (Тува) в качестве главного хэдлайнера фестиваля Музыки и Веры «Устуу-Хурээ», который проходит в маленьком горном городке Чадан. Фестиваль проводится в поддержку восстановления старинного буддийского храма, разрушенного в 1937 году.
В 2011 году Юрий выполняет мастеринг альбома «Lucidus» русско-американской певицы, мультиинструменталистки Алисы Апрелевой. В роли продюсера, композитора и аранжировщика принимает участие в проекте Вадима Астрахана «Высоцкий на Английском». Альбом увидел свет весной 2012 года.
В апреле 2012 года, в канун 50-летия Юрия, выходит иллюстрированный полный сборник его текстов «Иная Вечность», составленный талантливой журналисткой и филологом Ириной Тарабриной и оформленный красочными фотографиями Юлии Дмитриевой.
В середине 2013 года появляется на свет проект «ЮНИТ» - к Юрию на сцене присоединяется московский перкуссионист Игорь Трусов.
2015 год оказывается чрезвычайно насыщенным для музыканта. Плотный гастрольный график, интервью, радио- и телеэфиры. В июне триумфально завершается краудфандинговый проект на Planeta.ru, направленный на сбор средств для записи нового студийного альбома с участием симфонических музыкантов. Летом 2015 года Юрий второй раз выступает в республике Тыва на фестивале Музыки и Веры «Устуу-Хурээ», а также наряду с буддийскими ламами, другими артистами и гостями фестиваля принимает участие в традиционном красочном шествии «Цам» - из г.Чадан до храма Устуу-Хурээ. Во время второго визита в республику Юрий уже смог посетить храм, восстановленный усилиями организатора фестиваля и официально окрытый в 2013 году.
В том же 2015 году в орбите Маэстро появляется талантливый молодой московский барабанщик Никита Павлов, вместе с которым Ю.Н. создает дуэт «NP-Project», премьера которого проходит 25 апреля 2018 года в Московском театре «Эрмитаж».
Летом 2016 года Ю.Н. участвует в международном фестивале поэзии на Байкале имени Анатолия Кабенкова, где знакомится с известными современными поэтами, читает тексты своих песен со сцены как стихи, а также дает большой сольный концерт в иркутской филармонии. Эта поездка не только подарила Маэстро радость купания в ледяных водах Байкала (температура воды в середине лета была +8С) и созерцания нерпы в 200 метрах от берега, но и спровоцировала на идею создания сольных поэтических вечеров, которые проходят в Москве и Санкт-Петербурге в 2015-2017 годах.
В конце 2018 года выходит в свет долгожданная пластинка «ЭСКАПИСТ». Это первый рок-симфонический альбом артиста, записанный при живом участии талантливых симфонических музыкантов. Мощная, зрелая и серьезная работа. Его премьера с успехом проходит в разных городах России, США, Канаде, Германии, Чехии, Узбекистане, Прибалтике и Израиле.
“Я хотел оказать своей музыке королевский приём. Проявить в ней все те элементы, которые изначально угадывались, но всё же не могли быть всецело выражены с помощью одной лишь гитары. В частности, элементы барокко. Мне требовался новый звук. Его предстояло выдумать.”
Работа над альбомом велась в Москве и Нью-Йорке и заняла свыше трёх лет. Обычно склонный к творческому затворничеству, Наумов пошёл на беспрецедентное для себя размыкание. В качестве экспертов и участников проекта было привлечено целое созвездие блистательных музыкантов, таких как Руст Позюмский (виола да гамба), Андрей Березин (виолончель, экс-«Виртуозы Москвы»), Ян Максин (виолончель), Олег Сакмаров (флейта, экс-Аквариум, экс-Наутилус Помпилиус), Надежда Мейксон (скрипка), Никита Павлов (ударные), Борис Плотников (губная гармоника, коллектив Евгения Маргулиса), Ксения Федулова (электрогитара).
Весь 2019 год посвящен мировому гастрольному турне с новым альбомом. В апреле 2019 года Маэстро выступает на большом сборном концерте «ДЕНЬ МАЙКА» в клубе Money Honey в Санкт-Петербурге, посвященном дню рождения его любимого русскоязычного артиста Майка Науменко (гр.«Зоопарк»), в котором помимо Ю.Н. участвуют легендарный петербургский рок-фотограф Вилли Усов и некоторые участники старого состава «Зоопарка» (барабанщик Валерий Кириллов и др.).
Сегодня Маэстро ведет работу параллельно над несколькими новыми проектами, о которых мы непременно услышим в самое ближайшее время!
Музыка звучит, история продолжается... :-)
*Copyright by Irina Tarabrina and Juliya Di
|