Вместо вступления
Один знакомый нас спросил: "Ребята, а если бы вы составляли хрестоматическую энциклопедию русского рока, чтобы Вы написали о Наумове?" Мы, не задумываясь, почти одновременно ответили: "Гитарист с уникальной техникой игры на 9-струнной гитаре, построенной виолончельным мастером Сергеем Ноздриным".
Биография и творчество
Юрий Наумов родился 3 мая 1962 года в г. Свердловске.
После окончания школы поступил в Новосибирский медицинский институт. Играл в различных студенческих группах, в одной из которых познакомился с будущими основателями группы "Калинов Мост" Дмитрием Селивановым и Дмитрием Ревякиным. Из института был вынужден уйти, т.к. "был подвержен влиянию буржуазной упаднической культуры".
В начале 80-х основал группу "Проходной двор" (хотя днем ее основания считает 30 января 1974 года -- в этот день отец подарил Юрию гитару), в которой играл на басу и гитаре.
В 1982 году Наумов записал первый альбом -- "Депрессия". В записи принимали участие Владимир Зотов (ударные) и Олег Курохтин (электрогитара). Это был стандартный хард-рок с элементами панка, от которого Юрий впоследствии отказался:
Я не умру от скромности, Но все ж я честный рокер, Хотя ошибочно считали, что я -- панк. ("Отдавшим сердце рок-н-роллу")
Из-за начавшихся гонений на рок-музыку, Ю.Н. принимает решение о переезде в Ленинград, однако более благосклонную аудиторию музыкант обретает в Москве.
В эти годы были написаны самые известные песни -- "Азиатская Месса", "Я пришел дать вам воздух", "Этой Ночью", "Поролоновый Город", "Я не вижу Солнца", "Дорога назад", "Сказка о Карле..." и многие другие, большинство из которых так и не были изданы (существуют только подпольные домашние записи).
В 1986 году Юрий Наумов записал альбом "Блюз в 1000 дней" (как и все магнитофонные записи подписанные "Проходной Двор"), в котором сам сыграл на всех инструментах (вместо ударных использовался ритм-бокс). Это уже был тот Наумов, которого мы слышим и сейчас, с поправкой на время и аппаратуру, на которой была сделана запись. Именно в этом альбоме впервые проявилось то неповторимое "наумовское" звучание.
Интересный факт: многие песни, вошедшие в "Блюз в 1000 дней ", Наумов исполняет и сегодня. Особо следует отметить "Сказку о Карле, короле рок-н-ролла" -- зрители постоянно просят сыграть её на каждом концерте. Эта песня воспринимается как своеобразный рассказ о жизни рок-музыканта в нашей стране в начале 80-х годов -- о тех, кто не подчинился "системе", кого сажали по вымышленным делам (как Алексея Романова) или высылали "далеко и надолго" (как Жанну Агузарову). О том же времени говорится в песне "Пессимистический блюз", но более обобщенно.
В 1987 году Юрий становится лауреатом V Ленинградского рок-фестиваля.
В том же году Наумов записывает альбом "Не поддающийся проверке". Это был уже более зрелый в техническом плане альбом, в котором ему помогали Михаил Секей (клавишные) и Владимир Елисеев (ритм-компьютер). До сих пор на концертах исполняются песни "Звездная ночь", "Блюз N 666", "Театр Станиславского", а также инструментал "Не поддающийся проверке" (больше известный под названием "Шкодный блюз").
В 1988-89 годах был записан четвертый альбом -- "Перекати-поле", в записи которого принимали участие будущий гитарист "Алисы" Игорь Чумичкин, а также все те же Секей и Елисеев. Из этой записи следует выделить "Куда течет кровь" (с отличной гитарной партией Чумичкина), "Блюз о недобитом времени", "Колыбельную для самоубийцы" (только на первом варианте альбома) и, конечно же, "Возвращение Блудного Сына". Пожалуй, это самый профессионально сделанный альбом из всех, записанных Наумовым до отъезда в Америку.
В 1988-90 годах Юрий Наумов принимал участие во многих акциях по всей стране - блюзовый фестиваль в Харькове, "Рок-акустика" в Череповце, "Рок Чистой Воды" на Байкале...
Осенью 1990 года Юрий Наумов эмигрирует в США, мотивируя это тем, что здесь у него нет возможности развиваться как художнику в музыкальном плане.
Из интервью Юрия Наумова:
"... Я уехал из страны, потому что понял тогда одну вещь: канал восприятия звука в России -- импортный. Родной язык в этой стране является превалирующей ценностью. Он важнее, чем звук. И если бы не уехал, я бы остался художником, но только в текстовом канале восприятия, а меня это не устраивало. Мне хотелось, чтобы звук и язык стояли наравне..."
В 1994 году Юрий Наумов впервые после отъезда приехал в Москву и сыграл знаменитый концерт в "Горбушке", часть песен, из которого фирма "FeeLee" выпустила на компакт-диске "Московский Буги" без согласования с автором (в 2000 году Юрий Наумов выпустил официальную версию этого альбома). С этого момента приезды в Москву стали регулярными -- каждую весну и осень Юрий Наумов приезжает в столицу и дает несколько концертов в Центральном Доме Художника. В один из этих приездов Юрий и начал работать над новым альбомом, который впоследствии получил название "Violet". Однако, вариант, записанный в России, его не устроил, и окончательная версия альбома была записана в Калифорнии.
Из интервью Юрия Наумова:
"... Вот вам ситуация -- мой слушатель в основном здесь. Я попытался сделать работу в России, и ничего не вышло. Я приезжаю выступать сюда, но чтобы осуществить задуманное, я должен работать там..."
В 1997 году Юрий Наумов издает на CD свой альбом 1986 года "Блюз в 1000 дней", а в 2001 году после долгого перерыва записывает потрясающий инструментальный альбом "Гитарные истории", в котором, как и много лет назад, играет сам на всех инструментах. В него вошли как самые первые его вещи, так и те, что были написаны уже в Америке.
Совсем недавно Юрий Наумов приступил к записи нового альбома. В отличие от преимущественно инструментальных "Гитарных историй", новая работа будет почти целиком состоять из песен. Также Наумов также планирует в обозримом будущем переиздать ранние работы -- альбом "Перекати Поле" и "Неподдающийся проверке" (уже вышел) и в марте 2002 года в своей нью-йоркской студии закончил ремастеринг знаменитого "Блюза в 1000 дней".
В работе над "Блюзом" музыкант использовал новейшую цифровую технологию, что позволило восстановить оригинальный характер записи. Помимо этого изменился дизайн обложки, и появились два бонус трека.
Концерты Юрия проходили во многих городах США, а также в Лондоне, Амстердаме, Иерусалиме, Берлине, Бергене; музыкант принимал участие в "Ben & Jerry Rock Festival" (1994, Vermont, USA), "Bergen Blues Festival" (1996, Norway).
Журналы "Guitar World" и "The New York Magazine" назвали его "группой из одного человека, который звучит так, как если бы три гитариста играли одновременно". Многие известнейшие музыканты мира считают его одним из лучших блюзовых гитаристов мира.
Концерты
Описывать его концерты -- занятие неблагодарное, так же как и слушать их в записи. Ну как передать тот мощный драйв в песне "Этой Ночью" или "Азиатская Месса", то кажущееся спокойствие самых его лиричных песен, сквозь которое натянутой до предела нитью проходит выстраданность автором каждой строчки.
И во мне нет стыда за прожженный окурками вечер, Как в вас нет стыда за прошитую пулями веру, Как в Нем нет стыда за эту прожитую вечность... Все кончено Поскольку конечно Все, кроме бегства По следам уходящего лета, Бега По ладам уходящего блюза... ("Возвращение Блудного Сына")
На всех концертах он выступает один, не допуская никого в это таинство, со своей неизменной 9-стрункой. Со сцены исходит такой мощный поток энергии, которую он отдает зрителям, что ты забываешь обо всем на свете. Но, отдавая себя аудитории, он настаивает на внимательном отношении со стороны слушателей.
Из интервью Юрия Наумова:
"-- Ты с публикой особо не церемонишься. Бывало, что людей с концерта выгонял... -- Конечно. Изгонял менял из своего храма, я не цацкался с ними. На моих концертах свинячить нельзя... Это же молитва. Компромисса с моей стороны быть не может. И со стороны аудитории не должно быть такого: ну давай, чувак, лабай, мы сейчас догонимся... Приходилось и выгонять, и прямым текстом посылать... В итоге те, кто остается, понимают, что свинячить нельзя."
Музыка
Это блюз, но не тот стандартный классический квадрат с тремя аккордами и тремя строчками текста в куплете, а тот, про который сказано в фильме Р. Дж. Хилла "Перекресток" (за точную цитату не ручаюсь): "Блюз -- это когда хорошему человеку грустно". Надеюсь, что через 10-15 лет музыкальные критики будут говорить, что эталон блюза -- это творчество Юрия Наумова. "Я знаю, что по чувству и, по сути, это блюз. Приватная религия, воплощенная в звуке" (из интервью).
Гитара
"Гитара сделана российским мастером Сережей Ноздриным... У него есть потенциал гениального мастера. Он виолончельный мастер, это была его вторая гитара... Он построил эту гитару, вторую из созданных им, специально по моему заказу. Заказ был такой -- сделать достаточно широкий гриф, сделать гитару 9-струнной, и концепция здесь такова, что басовые струны здесь одинарные, а сольные струны сдвоенные, и за счет этого достигаешь при солировании эффекта пространственности, но при этом бас... фундаментальный..."
При этом гитара настроена на квинту ниже обычного строя, из-за чего достигается эффект звучания бас-гитары.
На самом деле, Юрий Наумов использует в своих песнях более двадцати оригинальных строев и на концертах часто просит немного потерпеть, пока он для конкретной песни не перестроит гитару.
Техника игры
"Я самоучка в чистом виде... Мой путь в музыканты -- это путь обломов..."
С самого начала Юрий Наумов мечтал создать рок-группу. Но после ряда неудач ему пришлось экспериментировать со звуком так, чтобы на одной гитаре суметь воспроизвести звучание целого ансамбля. Поэтому постепенно он стал добавлять к обычным гитарным приемам элементы басовой партии и ударных. Так родился характерный саунд, который нельзя с чем-нибудь спутать, и про который многие люди, впервые услышав Наумова говорят -- я не верю что это играет один человек.
Тем, кто не видел его концертов, невозможно объяснить, что такое психоделический блюз Юрия Наумова, поэтому всем, кто любит хорошую музыку, стоит хотя бы один раз сходить на его концерт (благо он приезжает каждый год -- весной и осенью). Гарантирую -- потом не оторветесь.
Дискография
Депрессия (1983) -- только магнитофонный альбом Блюз в 1000 дней (1986, 1997) -- CD Не поддающийся проверке (1987) -- только магнитофонный альбом Перекати-поле (1988-89) -- только магнитофонный альбом Московский Буги (1994, 2000) -- CD Violet (1995) -- CD Гитарные истории (2001) -- CD Блюз в 1000 дней (1986, 2002) -- CD Не поддающийся проверке (1987, 2002) -- CD
Из пресс-релиза www.chelglobus.ru
РОЖДЕН ЧТОБ ИГРАТЬ. В ЧЕЛЯБИНСКЕ С КОНЦЕРТОМ
Юрий Наумов -- блюзовый композитор и музыкант, автор многих ставших культовыми песен и альбомов: "Перекати-поле", "Не поддающийся проверке", "Блюз в 1000 дней", играющий на уникальной акустической 9-ти струнной гитаре, сделанной скрипичным мастером Сергеем Ноздриным, приезжает со своим единственным концертом в Челябинск.
Прилетит Юрий из Нью-Йорка не с пустыми руками -- состоится презентация его нового концертного альбома "Рожден чтоб играть" / Часть I. Желающие смогут этот альбом приобрести.
Наумова сравнивают с Моцартом и Паганини. У него есть свое неповторимое звучание и своя, уникальная, манера исполнения.
"...Это мощный звук, на тонкой грани между светом и тенью. Достигаемый мною баланс -- явление очень редкое. ...Необходимая рискованная раскачка -- занести ногу над пропастью и при этом не свалиться в нее. ...Сочетание сердечного посыла и интеллектуального парадокса."
Не пропустите концерт виртуоза слова и гитары, который состоится в зале Центра делового сотрудничества 22 октября. Билеты в кассах пока есть.
Яна К.
ЕГО ТАК ДАВНО НЕ БЫЛО В ЧЕЛЯБИНСКЕ
Пауза, последовавшая после "Violet", была долгой -- в пять лет. Юрий Наумов каждый год приезжал в Москву, иногда в Новосибирск (концерты в нашем городе, к сожалению, организовать не удалось). Новых записей не было. Поклонники вспоминали минувшее и ждали.
В марте 2001 музыкант выпустил свой диск "Гитарные истории". В августе компакт появился в Челябинске чуть ли не в единственном экземпляре, к нему несколько кассет. Все. А это та музыка, которой хочется поделиться -- трудно удержать эмоции. Композиции того стоят, к тому же виртуознейший музыкант и классная запись.
Дмитрий Л.
|