Рецензия на ГИТАРНЫЕ ИСТОРИИ. Соня Соколова. Звуки.Ру
Писать про новую работу Юры Наумова - дело неблагодарное. С одной стороны - это слишком личное, эта музыка - саундтрек к большому куску моей жизни. И было бы приятно, если бы наумовские вещи стали таким "саундтреком" для кого-то еще. С другой - это просто не тот альбом: уж во всяком случае, не тот, что ждали. "Гитарные истории" - адаптированная к уху среднего потребителя щадящая версия, из прослушивания которой выносишь ощущение, что автор гениально играет на гитаре и пишет сложную и красивую музыку. И все. Если вы считаете, что большего и не нужно, я постараюсь объяснить: Наумов - мастер не только игры, но и слова. Его слова лечат и убивают. От некоторых его вещей у людей идет "процесс" прямо на концерте. Чтобы это понять, стоит попросить у знакомых старые, заезженные до дыр, записи "Сарабанды", "Частушек", "Метафизических опытов" и других, ранее не издававшихся и составляющих гордость коллекционеров. Не издававшихся - потому что их автор, воплощение перфекционизма, не спешит опубликовать свои самые сильные работы, а кормит нас с ложечки чем попроще, - вещами, которые издавна служили отбивками между песнями на концертах. Да, разумеется, это отрадно, что Юрка наконец-то записал "Кошку", "Октябрь" и "Декабрьским вечером у камина", - но это вещи конца 80-х, а часы тикают, а времени-то мало. И болит перетруженная рука, и верные поклонники стареют. В этом смысле инструментальный диск хорош именно как средство привлечения нового слушателя: есть нечто честное в том, чтобы начать "с чистого листа", словно забыв о предыдущих альбомах. Однако совсем "на новенького" не получается: будто призрак несостоявшейся группы Проходной двор, маячит на заднем плане неприкаянная электрогитара ("Шкодный блюз"), легендарная наумовская 9-струнка утопает в спецэффектах и сопровождается местами вызывающей недоумение драм-машиной ("Пинг-Понг блюз", "Ночь на хайвее", "Уходя от погони"). Видимо, автор и сам ощущает некоторую инородность этих новшеств: периодически он бросает синтезатор на полпути или использует лишь в кульминации ("Нью-Йорк, пятая авеню", "Декабрьским вечером у камина"). В довесок идет одна из романтических баллад - "Петербургскому Ангелу", - в сущности, довольно неуклюжий текст, положенный на волшебную музыку. И те, кто начинает слушать Наумова именно с этого альбома, говорят спокойно: "Да, клево играет". Даже перекатать не просят. Вот что обидно-то... 9.03.2002, Соня СОКОЛОВА ( ЗВУКИ РУ )
|