Герман Жвачко
Юрий Наумов. (Московский буги)
Не такт давно Наумов вновь приезжал в Москву. Я бы об этом и не узнал, рекламы никакой, если бы не "Антропология" Диброва. В этой передаче рассказали о предстоящем, через три дня, выступлении. Утром я прямиком направился в кассу ЦДХ, на этот раз я не упущу шанс. Но касса закрыта, работает с 15-ти часов. Посреди рабочего дня, хитростью и неправдами я всё же вырвался к заветному окошку.
--Сколько мамаша стоит билет на Наумова? - спрашиваю я, с готовностью шурша тысячами.
--А ни сколько не стоит соколик, закончились.
-- ? Как же так? Ведь на часах 15-45! А на завтра?
-- !
За сорок пять минут продать билеты на два концерта...
Когда я в первый раз услышал Наумова, моё представление о человеке с гитарой переменилось в корне. Такого я еще не слышал. Теперь я уверен, что если руки растут не из седалища, то можно петь песни и под одну гитару. Музыка будет разнообразной и сложной, а всеми любимые два "боя", один "перебор" и три "блатных" аккорда даже и не напомнят о себе.
Существует много музыкантов, виртуозно владеющих инструментом (гитарой), но это несколько другое. Юрий Наумов относится к небольшему числу людей, чье творчество с трудом можно классифицировать. Оно лежит вне традиционных рамок. Во всем мире бард, это человек исполняющий свои собственные песни и сам себе аккомпанирующий. В России (СССР) бард, это человек в кедах, штормовке, поющий у костра под гитару.
У Наумова кострами и не пахнет. Кострами лесными. Зато костры душевные
(те, что в душе) нередко перерастают в пожары сознания, из которых ох как не просто вырваться. Порой не понятно, что у Юрия в песнях первично, слова или музыка? Мне же кажется, что их просто нельзя отделять друг от друга. Несомненно, они неплохо будут восприниматься и по врозь. Но гораздо интересней, когда это единое целое.
Запись диска произведена во время концерта, в ДК им. С.П. Горбунова в Москве, 27 апреля 1994 года. Этот факт (концерт) придаёт звучанию особый колорит. Музыкант, как и актер, входит в образ, а затем, выйдя на сцену, играет роль на одном дыхании. Это в студии можно перезаписать, пересвести, а на сцене всё набело. Многие музыканты, услышав его исполнение, очень аргументировано заявляли, что один человек не может это сыграть. Нужно как минимум двое!
Возможно секрет таится в гитаре. В данной записи использовалась акустическая девяти струнная гитара работы Сергея Ноздрина. Вот эти дополнительные струны и позволяют творить музыкой чудеса, которые в месте составляют песни Наумова. Незабываемый коктейль из блюза, городского романса, бардовской песни. Кто-то однажды углядел в них фолк-барочный мелодизм (!?).
Кроме того, что заслушиваешься игрой Юрия, его стихи, сложные на первый взгляд, поражают глубиной мысли. "Сказка о Карле" и "Никак не похоже на блюз" с первого раза западают в память. Пугает лишь какая то безысходность что ли. В них нет надежды на лучшее будущие.
Может по этому он и уехал отсюда. Правда это было давно и я не думаю что там, в Америке, дела с моралью и межчеловеческими отношениями обстоят гораздо лучше. Тем не менее живёт Наумов пока там. Каждый приезд на родину означает концерт и естественно аншлаг. У него нет учеников. Желающих ими стать очень много, но Юрий не хочет этого принципиально.
Если вы еще не слышали Ю. Наумова, то я настоятельно рекомендую это сделать. Диск "Московский буги" самый подходящий вариант, чтобы ознакомится с его творчеством.
Copyright 1998 Герман Жвачко zhvachko@bigfoot.com
|