УЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Музыканты 20.03.2001
Наталья Трушина
Юрий НАУМОВ Юрий Наумов - блюзовый гитарист и автор песен, владеющий уникальной техникой игры на 9-струнной гитаре. Столь необычный инструмент был специально сделан для него московским скрипичным мастером С.Ноздриным. Американские журналы "Guitar World" и "The New Yorker Magazine" называли Ю.Наумова "группой из одного человека, который звучит так, как если бы три гитариста играли одновременно". Своими предшественниками сам музыкант считает "Beatles", "The", хард-роковую группу Led Zeppelin и Майка Науменко.
Юрий Наумов начал заниматься рок-музыкой в Новосибирске. Первые написанные им песни относятся к 1982 году. Там же, благодаря квартирникам и концертам в небольших клубах, он приобрел некоторую известность.
В 1983 вместе с Л.Зотовым (барабаны) и О.Курохтиным (электрогитара) Ю.Наумов записал первый магнитоальбом "Депрессия". Название альбома полностью отвечало его содержанию, однако, музыка, тексты и аранжировки представляли пример типичной советской рок-индустрии начала 80-х. Затем альбом несколько раз переиздавался под другими названиями (в т.ч. "Проходной двор").
Вскоре Наумов бросил новосибирский мединститут и перебрался в Ленинград. Долгое время его имя было связано с полумифической группой "Проходной Двор", лидером которой он являлся. Группа, впрочем, имела реальное воплощение - на 6-м фестивале Ленинградского рок-клуба "Проходной Двор" выступал в составе: Ю.Наумов - вокал, гитара, О.Дегтярев - бас, Б.Шавейников - ударные, В.Михайлов - клавишные. На концертах осени 1988 - зимы 1989, в связи с уходом Б.Шавейникова в "Аукцыон", на барабанах играл П.Трощенков ("Аквариум").
В 1986 в Москве был записан альбом "Блюз в 1000 дней", созданный при помощи 4-х канального магнитофона Sony и ритм-компьютера Yamaha RX-15, на котором Ю.Наумов в одиночку исполнил все инструментальные партии - электрогитара, акустическая гитара, бас-гитара и вокал.
По содержанию и музыкальному воплощению песни альбома напоминали проекты А.Макаревича и Б.Гребенщикова, однако, со сложной и развернутой партией гитары. Многие композиции этого сборника вошли в более поздние альбомы.
Следующий альбом - "Не поддающийся проверке" (1987) был создан в Москве-Ленинграде при участии М.Секея (клавишные, акустическая гитара). В 1989 появился новый альбом "Перекати - поле", записанный вместе с М.Секеем и И.Чумычкиным (электрогитара; будущий музыкант "Алисы"). Песни, вошедшие в сборник, различны и по качеству и по содержанию: от интеллектуального панка до депрессивной лирики.
До отъезда за рубеж Ю.Наумов успел выступить в тридцати городах России, принять участие в 5-м и 6-м фестивалях Ленинградского рок-клуба (1987-88 гг.), блюзовом фестивале в Харькове (1989) и "Рок-Акустике" в Череповце (1990).
28 октября 1990 года Наумов эмигрировал в США, где продолжил свою музыкальную карьеру. Он с успехом гастролировал по городам США, выступал на концертных площадках Израиля, принимал участие в проектах под названием "Ben & Jerry Rock Festival" (1994, Вермонт, США) и "Bergen Blues Festival" (1996, Берген, Норвегия).
В апреле 1994 Наумов впервые вернулся в Россию с концертами. Фрагмент его выступления в ЦДХ в Москве был издан на CD ("Московский Буги", 1994, FeeLee Records). "Московский буги" стал своего рода визитной карточкой гитариста. Песни диска отразили новый этап в мировоззрении и творчестве музыканта. Тема бегства, основная в предыдущих сборниках, сменилась темой возвращения, темой ушедшего времени. Помимо новых интересных композиций ("Дорога назад", "Возвращение блудного сына"), в альбом вошли старые песни, в том числе "Сказка о Карле, короле рок-н-рола" ("Блюз в 1000 дней"). Философские аллитеративные тексты, развернутая система символов - все это выделило Ю.Наумова среди большинства российских и западных блюзовых исполнителей. Визиты на родину стали регулярными - 2 раза в год, концерты проходят с полным аншлагом.
В 1995-96 в Сан-Хосе, Калифорния, музыкант записал новый альбом "Violet (Фиолетовый)", значительно отличающийся от предыдущих проектов большей мягкостью звука и сложностью гармонического языка. В композициях Ю.Наумов использовал классические мелодические обороты в сочетании с рок-н-ролльным ритмом и блюзовой атрибутикой (shaffle, свинг, off-bеat). В записи альбома участвовали также И.Абуладзе (клавишные, бас, электрогитара, перкуссия) и Ray Giel (ударные, перкуссия ). Наумов лично выпустил CD с этим альбомом, а в 1997-м, также сам, переиздал на CD альбом 1986 года "Блюз в 1000 дней".
Единственным концертом в Новосибирске (1999) был открыт гастрольный тур "Последние концерты уходящего века", который продолжился в Москве, Берлине, Амстердаме. Музыкант показал недавно написанные произведения - психоделическую поэму "Азиатская месса", рок-балладу "Эти печальные сказки", а также инструментальные композиции, которые войдут в новый альбом. Предположительно, альбом выйдет в мае 2001 и будет сразу же представлен московским слушателям.
Ю.Наумов постоянно следит за новинками технологии. Используемая электроника - звукосниматель компании Sunrise Pick-up Systems, блок эффектов - Zoom 9002, студийные микрофоны - Earthworks Z30XL, микрофоны на сцене - Earthworks SR-71. В официальную дискографию Ю.Наумова входят пять альбомов, из них три неизданных. Все остальные записи ("Московский Буги" (в версии "FeeLee"), "Гадкий Утенок" и др.) музыкант считает пиратскими. Дискография: Московский Буги (1994) Violet (Фиолетовый) (1996) Гадкий утенок (1986), (1997) Блюз в 1000 дней (1986) (1997) Московский Буги (1994), (2000).
|