Марк "d0c" Игнатовский

Юрий Наумов
"Наумов относится к числу музыкантов,
  чье творчество с трудом поддается
  классификационной оценке и лежит
  вне традиционных рамок"
  (Рок-энциклопедия, 1991).


   Когда-то в 80-е годы в рок-н-рольных тусовках не знать творчество Юрия Наумова , не говоря уже просто о его имени, считалось просто неприличным.
   Юрий Наумов - 38-летний музыкант, неофициально носящий титул лучшего блюзового гитариста России, стал живой легендой, благодаря своей виртуозности и глубине музыкальных композиций.
Юрий Наумов родился 3 мая 1962 года  в Свердловске. Впервые взял гитару в 8 лет. Еще будучи студентом медицинского института, начал свою музыкальную карьеру. В середине восьмидесятых его песни быстро распространились по всему Советскому Союзу и стали широко известными.
   Под давлением КГБ  Наумов был вынужден покинуть мединститут за "распространение декандентских западных ценностей". Антироковая кампания середины 80-х привела к почти полному прекращению рок-движения в Новосибирске. Покинув свой родной город, Юрий  с гитарой через плечо приехал в Ленинград, а потом перебрался в Москву. Из-за постоянной травли со стороны властей артист кочевал по разным городам,  годами был вынужден выступать подпольно. Помимо собственного творчества оказывал помощь в гитарных аранжировках Майку Науменко ("Зоопарк"),  Костантину Кинчеву ("Алиса") и Александру Башлачеву.
   В 1986 году Юрий принял участие в постановке "Мизантропа" Мольера на сцене театра на Таганке (режиссер Борис Юхананов), для которого было специально написано несколько музыкальных композиций.
   С годами его популярность переросла в славу уникального блюзового гитариста, внесшего понятие "русский блюз" в историю советского рок-н-ролла.
   Наумов играл в  больших залах и квартирах, выступал сольно и с группой "Проходной Двор", в которую входили известные российские музыканты - Игорь Чумычкин (позднее гр."Алиса"), Борис Шавейников (позднее гр."Аукцыон") , Петр Трощенсков ("Аквариум").
Были концерты в более чем в 30 городах, участие на ленинградских рок-фестивалях 1988-89 гг., выступления на блюзовом харьковском фестивале в 1989, на акустическом фестивале в Череповце, на байкальском "Роке чистой воды"  в 1990-м.  В 1990 году Юрий Наумов внезапно уехал в США, на родину блюза...
    После иммиграции в США был награжден журналами "Guitar World" и "New Yorker" титулом "человек-группа", который без аккомпонимента и звуковых накладок звучит на записях , как "три одновременно играющих гитариста".
    Ровно четыре года о нем практически не было ничего известно, и люди стали забывать о "маленьком гение". И вдруг как гром с неба - гастроли в Москве в 1994-м. Аншлаги. Закулисные сплетни. Пиратская запись с концерта, выпущеная фирмой Фили Рекордз под названием "Московский Буги", и за которую Юрий не получил ни копейки. В 1995-м году вышел великолепный альбом VIOLET, записанный в США с помощью Игоря Абуладзе и американского ударника Рэя Гиэла. С тех пор Юрий регулярно,несколько раз в год, ездит с гастролями в Москву и Новосибирск. С момента отъезда Наумов выступил в 15 городах Америки, а также в Англии, Норвегии,  Голландии, Германии, Израиле. Участвовал в 1994 году в фестивале "Ben & Jerry Rock Festival" в американском городе Вермонте и в 1996-м в норвежском блюзовом фетивале "Bergen Blues festival". Предстоящий тур по России пройдет через Москву, Новосибирск, Курск, Челябинск, Питер.
    Я познакомился с Юрием Наумовым лично в 1995 году. А через пару лет  мы договорились об организации его гастролей в Хайфе.
Концерт прошел при полном аншлаге. Этой весной Наумов приедет в Израиль уже в четвертый раз и фиолетовый технионовский кинотеатр снова будет полон до отказа. Люди, знакомые с творчеством Наумова, приедут со всех городов страны.

Во время его выступления в зале стоит гробовая тишина, воздух наэлектризован серьезными психоделическими композициями, иногда разбавленными заводными буги. Между песнями аудитория взрывается апплодисментами. Но с первыми же звуками следующей песни, зал вновь погружается в фиолетовые краски  "Ночи на хай-вэйе", музыка пружинит по крышам "Поролонового города", медленно поднимается в "Kосмос", к звездам, и снова устремляется на землю за мрачным "Катафалком", в "Блюз о недобитом времени". Под конец, как всегда по традиции, "Сказка о Карле, Короле Рок-н-Ролла" , замечательный инструментал "Нью Йорк, 5-е Авеню", где из  сплава блюза и буги выплывают и еврейские "Семь Сорок" и "Мурка", а завершается вечер концертным номером "Театр Станиславского". Иногда Юрий позволяет себе исполнить песню Майка Науменко "Седьмая Глава", которая  звучит по-своему, по-наумовски, и нисколько не уступает оригиналу чуственностью и проникновенностью.

На фоторафии: 
Ю.Наумов и С.Ноздрин (на заднем плане)
Гитарист он уникальный. Как писали американские журналы - так никто не играет. Недаром именно Наумов выиграл конкурс гитаристов, который состоялся в Нью-Йорке в 1993 году. Уникального исполнителя выделяет самобытная техника игры, оригинальность звучания, свои собственные 26 гитарных строя. Его специальная  гитара, на которую установлены девять струн, опущенных на четыре тона вниз,  сделана известным скрипичным мастером Сергеем Ноздриным. Плюс аккорды и гармонии, ранее невиданные в стандартном блюзе, точное и чистое извлечение звука, плотность которого усилена спецеффектами, а виртуозная игра дает понятие о том, что перед вами действительно человек-группа. Ритм, соло, бас - все в одном инструменте.
    Сегодня Юрий готовит к выпуску новый альбом - инструментальный. К сожалению, к майскому концерту в Израиле альбом не успеет выйти, услышать его мы сможем только осенью.
   Юрий по характеру одиночка, независимый и самодостаточный человек. Играя на сцене уже лет двадцать, никогда не заводил себе директоров и менеджеров. Сам себе хозяин. Даже новый альбом Юрий предпочел писать дома, а не на студии. Вложив немало денег в профессиональную записывающую аппаратуру, освоив звукозапись, он теперь самостоятельно работает над звуком и аранжировками. Не проходя абсолютно никакой "раскрутки", Юрий все равно остается известным в рок-н-рольных кругах, имеет свою думающую аудиторию,  время от времени получает приглашения на телевизионные передачи (в последние годы стал частым гостем в "Антропологии" Д.Диброва).
   Будучи абсолютным самоучкой, выросший на "Led Zeppelin" и "Beatles", сегодня Юрий является подлинным мастером русского психоделического блюза. Наумов часто подвергается разнообразной критике, но при этом в "народе" давно признан королем своего стиля.
 
 
Дискография:
"Депрессия" 1983
"Блюз в 1000 дней" 1986
"Не подддающийся проверке" 1987
"Перекати-Поле" 1989
"Московский Буги" 1994 (- пиратский бутлег)
"Фиолетовый Альбом" ("Violet") 1995
Инструментальный альбом - запланирован к выходу в  октябре 2000 года

 
 
 
 
Сказка о Карле, Короле Рок-н-Ролла


Карл был добрым парнем
и сердцем чист.
Карл был музыкант, Карл был
кларнетист.
Вдохом воздуха, выдохом звука
Жил и шел с нараспашку душой.
И если в племени мало пламени,
Карл был из немногих, кто пламенный.
Он любил свое дело и делал, веря
В то, что от этого всем хорошо.

Карл любил Клару, а Клара - краля.
Глаза как алмазы, губки - кораллы.
Сама так естественна, так натуральна,
Что с нею мораль забываешь на нет.
Но не страдала моралью Клара,
Стерильной душою Карла играла.
И как-то под утро паскудная девка
Украла у Карла кларнет.

Сонный Карл спросонок
глядел в свой лорнет,
Тщась отыскать то, чего уже нет.
Осознав значенье утраты
Карл вскричал: "Караул!"-
Но на нет суда нет.
И заплаканный Карл
шастал в ватерклозет,
Не читал от несчастья
вечерних газет,
Все курил и корил,
сам с собой говорил,
И чуть было не оказался в крейзе...

Если душно душе,
если тошно - то что ж,
На руках есть вены, под руками нож...
Но это выход на случай,
если выхода нет,
А что выхода нет - это ложь.
Если небом дан дар,
хватит сил и на то,
чтоб и этот удар,
и еще черт-те что
Пережить, и воду святую,
которой ты полон,
донести, тем кто жаждет,
кто ею пустой.

Карл рискнул пойти на эксперимент,
Карл нашел в себе силы
сменить инструмент:
влез в долги и купил "Стратокастер" -
гитару,
о которой, пожалуй, мечтает любой.
Он терзал свои пальцы, душу и мозг
Дни и ночи, но он иначе не мог,
И в итоге родил звук, в котором он
выместил всю свою боль и любовь.

Он трясину потряс,
Тем что грязь втоптал в грязь.
Он угрюмых смешил,
а погрязшим - мешал.
Взбаламутив тьму мути, он на свет
Божий из-под ветоши вытащил свет.
Рок-н-ролльная каста
расступилась пред ним,
И фанатики клялись, что видели нимб
Над его головой, но дело не в нимбе:
Он был просто несущим
насущный ответ.

Сквозь сплетение сплетен,
сквозь тину и тень,
День за днем, каждый день,
за ступенью ступень,
Карл всходил на престол
не ценой преступлений,
Не ради богатства, дарящего лень.
И хотя Карл вне сцены
был скромен как кролик,
В кулуарах его прозвали "Король",
Что с того, сто он не коронован,
Коль король рок-н-ролла -
коронная роль ?
 

Но жил скрытный, корыстный
проныра Кастрат, -
музыкант не удавшийся,
он во сто крат
заколачивал больше,
чем мастера,
чему был, разумеется, рад.
Он служил тем, кто лжив,
он следил тут и там,
он ходил по пятам,
он сидел по кустам,
он жил стуком ритмичным и сколотил
состояние на костях.

"Стратокастера" звуков
услышав раскат,
к Карлу завистью черной
проникся Кастрат
И под старость Кастрату
втемяшилась страсть:
Он решил "Стратокастер" украсть.
Но чужими руками он жар загребал,
от чего и ломились его погреба.
он решил нанять бьющих и грабящих, -
тех у кого только брага
и брань на губах.

И Кастрат недолго бродил по дну,
чтоб найти подонков
и сказать им: "Ну !" -
В тот же вечер окрыленного Карла
поджидала у дома урла.
Его долго пинали ногами в живот,
и если он чудом остался живой,
то виной тому Бог...
Карл поверил в Него.
Вот такие дела.

А Кастрат "Стратокастер"-то
спер неспроста:
он пытался мелодии
стричь как с куста.
Думал, дело пустяк,
но он локти кусал, -
Ведь душа у Кастрата пуста.
Сбившись с сил и сбесившись,
он струны сменил,
но гитара просто трунила над ним,
и запал вдруг пропал,
он запил и, вспылив,
он решил "Стратокастер" спалить.

И когда "Стратокастер"
несли на костер,
Карл на костылях
тащился в костел...
Его приняли там, усадили за стол,
предложили постель...
И уставший от мира
принял новый устав,
что заставил его
стать тем, кем он стал,
и теперь тонких струн
звенящая сталь
Уже пальцы не жалит, а жаль...

Все на нуль одним махом -
теперь он монах,
он махнул на все и всех послал на х...
он не ходит теперь
в полинявших штанах,
пребывая в священных стенах.
Вот только хор поет мессы а-ля
до-ля-фа-соль,
сыпля в Карловы раны
карловарскую соль.
Карл чувствует боль,
вот вся сказка о том,
как стал карликом бывший король.

А я был странник
в израненной странной стране,
где продажное "ДА"
и на нет сводят "НЕТ",
где на тысячу спящих
один, что распят
и пятьсот, что плетутся вдоль стен.
Если ты не эстет в ожиданьи конца, -
лей кастет из свинца
и налей-ка винца,
и мы выпьем с тобою
за тех, кто прибит на кресте.