Интервью ЮН с Жанар Секербаевой (газета "Инфо-Цес", г. Астана, (Казахстан))

 

 

Как Вы думаете, музыка влияет на общество? В ее силах направить человека делать что-то лучшее, доброе и наоборот будить в нем отрицательную энергию?

 

Музыка разнородна и общество неоднородно. Более того, одна и та же вибрация может производить неодинаковый эффект на людей, состоящих в духовном или кровном родстве. Далеко за примером ходить не надо: я очень любил музыку Лед Зеппелин, в то время как мои родители не могли их выносить, считали  какофонией и предпочитали песни в исполнении Леонида Утёсова и  Клавдии Шульженко. Все мы - разные. И каждый ищет то, что ему созвучно - в данный момент времени или на данном этапе жизни. Бывает так, что тому или иному художнику удается найти точки соприскосновения со множеством людей, выразить душу эпохи. Так, например, было с Битлз. Их музыка повлияла на весь мир и в чем-то изменила его. Я склонен думать, что - к лучшему. И музыка,  в принципе, может задать направление. Но фундаментальное значение музыки, как мне видится - не в том, чтобы направлять. А в том, чтобы вызвать резонанс в отдельно взятой человеческой душе и тем самым сообщить ей, что в мире есть еще кто-то, кто чувствует так же.

 

Все мы мечтатели, оставившие свои мечты в детстве. У Вас были такие?

 

В 1968 году в возрасте 6 лет я увидел киноэпопею "Освобождение". И в течении некоторого времени мечтал быть танкистом. Эта мечта осталась в детстве. В том же году я услышал "Битлз", и я возмечтал стать звездой рок-н-ролла. Эта мечта и поныне со мной J.

 

Ньютон говорил, что сделал свои научные открытия благодаря тому, что стоял на плечах великих.  Кого считаете своим духовным наставником? Где родился Ваш рок и блюз?

 

Мой рок и блюз родились в моем сердце и сознании. Это – мой духовный ребенок. Но я пришел не на пустое место. Акустическая гитара существует столетия. Электрическая – свыше 70 лет. О духовных наставниках говорить трудно, скорее я бы сказал о старших братьях по разуму. Есть немало достойных имен в британском роке 60-70-х годов, повлиявших на меня. Наверное, наиболее родной по вибрации является музыка Лед Зеппелин.

 

В эпоху массовой культуры глубина произведения искусства (литературы, живописи, музыки и т.д.) отступает на самый задний план (дальше уже некуда). Сюжет превалирует над смыслом и всем, откровенно говоря, пофигу, что хотел донести читателю/слушателю/зрителю автор. Вы никогда не тревожились, что Вас со временем поколение "Пи" (по Пелевину) не поймет и не примет тексты и музыку Юрия Наумова?

 

Дело в том, что на предпосылках феноменов сегодняшнего дня (эпоха массовой культуры) мы можем проводить неправомерные сопоставления или питать иллюзии относительно прошедшего времени, когда культура не носила массового характера. Например: много ли было почитателей у Пушкина при его жизни? Хорошо, если тысяча, и то - вряд ли. Велик ли был вообще читающий круг России того времени? Хорошо, если он тогда насчитывал хотя бы несколько десятков тысяч человек. 

 

И вчера и сегодня действует тот же принцип: популярно то, что злободневно. За очень редкими исключениями я не пишу на злобу дня: завтра будет другой день и другая злоба, но сути это не затрагивает.  Как художника, меня интересовало нечто несиюминутное.  Да, мои песни  создавались в определенную эпоху и несут на себе ее отпечаток, но они не зациклены на эпохе.  Мои песни не адресованы поколению. Посыл в них очень персонифицированный. В большинстве случаев – это повествования от первого лица, адресованные духовно равновеликому слушателю.

 

Есть такое мнение: сюжет произведения возвращается к автору и каким-то образом влияет на его жизнь. У Вас такое было?

 

Дело в том, что за редкими исключениями я не могу говорить о своих произведениях, как о сюжетных. Скорее, это определенные эмоциональные состояния, сгустки чувств, и моя задача, как художника – запечатлеть и передать их с  максимально возможной достоверностью. Это – своеобразная фотография души, сделанная в определенный момент жизни. Я могу сказать, что за последние 20 лет подавляющее большинство сущностных встреч состоялись на предпосылках сочиненных мною песен.  Так что влияние моих песен на мою жизнь – безусловное.

 

Ваш любимый поэт, писатель?

 

С поэтами трудно определится – есть отдельные произведения, но нет избранного автора. А любимый писатель – есть. Александр Александрович Зиновьев.

 

Ваши песни доступны американцам? Они понимают душой, сердцем то, о чем Вы поете? Не возникало желание вернуться в Россию?

 

Я думаю, что доступны.  В силу того, что у меня сначала рождается музыка и лишь потом пишется текст, звуковой посыл является предопрделяющим. И так как музыке не ведомы языковые барьеры, а пение на русском воспринимается как голосовой инструмент, передающий мелодию и эмоцию – то именно понимание душой и происходит.  В качестве автора песен и сценического артиста возвращение в Россию состоялось – я регулярно концертирую в стране с 1994 года. В качестве же подданого смысл возвращения для меня пока неочевиден.

 

Насколько Вам важна реакция публики? Вы не церемонитесь с хулиганами на концертах?

 

Важна. Я сценический артист и обращен к аудитории. Исполнение этих песен настаивает на высокой степени открытости.  Когда люди отвечают тем же – это повод для большой радости. И в этом смысле я исключительно удачлив. Что же до хулиганства - на моих концертах такого не происходит. Нет резонов для этого.

 

Что Вас может обрадовать? Хорошая книга, рассвет нового дня, запах моря? Ведь человек все-таки трагичен по своей сути и грустит больше, чем радуется.

 

Да, все то что вы перечислили.  Качественное общение.  Красота – как бы она ни была проявлена или воплощена – в слове, изображении, женской улыбке, звуках музыки, танце, скульптуре, техническом достижении.

 

Расскажите о своей девятиструнной гитаре, ее мастере. В чем ее уникальность? У Вас есть последователи, подражатели?

 

Моя гитара построена замечательным московским мастером Сергеем Ноздриным. В основе лежит концепция 6-струнной гитары, но у моей первые три струны сдвоены. Таким образом, звук более густой, пространственный и сочный. Вдобавок к этому, деки сделаны с рассчетом на строй значительно ниже стандартного: я настраиваю инструмент минимум на квинту вниз – это позволяет мне  в нижнем регистре приблизиться к звучанию бас-гитары. Таким образом одним инструментом достигается частотный диапазон целого оркестра.

 

На вопрос о последователях ответить затруднюсь. Периодически я получаю письма от молодых людей, которых мои эксперименты со звуком сподвигли на самостоятельный поиск.

 

 Как воспринимают сейчас Ваше творчество родители?

 

Для меня это по-прежнему загадка. Я думаю, они смирились с моим выбором, но я не ведаю, как они соотносятся с моей музыкой и соотносятся ли вообще. Я сделал такое наблюдение: с каким бы пиететом люди не относились к уже состоявшимся художникам, решение собственного ребенка идти таким путем они зачастую вопринимают как трагедию и прикладывают немало усилий к тому, чтобы этому воспрепятствовать. В моих отношениях с родителями эта тема в относительно недавнем прошлом была весьма болезненной, и даже сейчас я из деликатности воздержался бы от того, чтобы обсуждать ее.

 

Если бы Вам представилась возможность сесть в "машину времени" и отправиться в путешествие, какой временной маршрут Вы бы выбрали?

 

Отправляться в такое путешествие имело бы смысл с целью обретения себя. Иначе – зачем? Поэтому я не воспользовался бы предоставленной возможностью. Я нашел себя – в моем сегодня. Это нынешнее время – однозначно и безошибочно мое.  Каким бы трудным, нелепым и трагичным оно подчас не ощущалось.

 

 

28.05.2006